Обращение делегатов I-го республиканского съезда ветеранов-энергетиков Казахстана Премьер-Министру Республики Казахстан Масимову К.К.

Русский

Уважаемый Карим Кажимканович!

Мы, ветераны энергетики, вынуждены обратиться к Вам, так как нам не безразлична судьба электроэнергетической отрасли страны.

Электроэнергетика является одной из самых реформированных отраслей экономики страны: передача энергоисточников и региональных электросетевых компаний в конкурентную среду, выделение национальной электросети (АО «KEGOC»), создание энергоснабжающих организаций (ЭСО). Несмотря на это, в электроэнергетической отрасли на сегодняшний день сложилась кризисная ситуация.

Мы обеспокоены тем, что сбалансированность и синхронность работы некогда высокоорганизованной, консолидированной, достаточно эффективной и развивающейся отрасли, созданной упорным трудом старшего поколения энергетиков, утеряны.
Практика более, чем десятилетней работы электроэнергетики в рыночных условиях выявила, что за этот период не было полноценной модернизации и реконструкции оборудования объектов энергетики, не вводились новые энергетические мощности, распались и потеряли квалификацию многие специализированные ремонтные, строительно-монтажные предприятия, отсутствует системная подготовка управленческих и рабочих кадров для электроэнергетики, научный потенциал остался невостребованным. Подтверждением сказанному служат следующие факторы:

  • На один доллар ВВП Казахстан затрачивает электроэнергии в 3–5 раз больше развитых стран.
  • Ключевой проблемой во всех действующих системах централизованного теплоснабжения является моральный и физический износ основных фондов, как на ТЭЦ, так и в тепловых сетях (60–80%).
  • Важным звеном в системе электроэнергетики являются региональные электрические сети. В свое время в Казахстане был создан сбалансированный комплекс распределительных сетей напряжением 110 кВ и ниже, протяженностью более 370 тысяч км. В настоящее время указанные сети, практически, полностью исчерпали нормативный срок службы и не только морально устарели, но и физически изношены (более 65%).
  • Неудовлетворительные темпы реконструкции электростанций, распределительных электрических и тепловых сетей ведут к катастрофическому выбытию генерирующих мощностей (на начало текущего года при установленной мощности 18992,7 МВт, располагаемая мощность составляет 14558 МВт, т.е. разрыв — 4435 МВт, или 23% всей установленной мощности).

Как видим, существующая электроэнергетика находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Это, в свою очередь, обострило вопросы учета электроэнергии, сверхнормативных потерь, производственных издержек, ослабила управляемость энергосистемой, снизилась надежность энергоснабжения, пущены на самотек вопросы ремонтов и реконструкции энергетических объектов и их строительство.

Таким образом, требуется безотлагательная огромная работа и большие финансовые средства по модернизации и обновлению основных фондов действующих объектов электроэнергетики.

По мере развития экономики возрастает спрос на электроэнергию. Ее производство уже сегодня отстает от спроса и, в скором времени данный факт будет препятствовать развитию экономики. Это связано с имеющимся дефицитом мощности и электроэнергии в Южном, Центральном и Западном регионах страны. Ожидается, что в Казахстане произойдет увеличение спроса на энергию еще на 50% в течение последующих 10–12 лет (до 2018 года). В настоящее время наблюдается снижение энергопотребления, связанное с кризисом. Однако, этот процесс временный.

В связи с этим требуется строительство и ввод новых мощностей для ликвидации дефицита мощности и электроэнергии, а также обеспечение опережающих темпов энергообеспеченности экономики Казахстана.

Республика Казахстан, обладая значительным потенциалом ископаемых энергоресурсов (угля, нефти, газа), в настоящее время занимает одно из последних мест в области энергосбережения. Характерная для нашей республики неудовлетворительная культура энергосбережения на стадиях добычи, производства, переработки, передачи (транспортировки), распределения и потребления энергии сложилась из-за бездействия в связи с низкими ценами и наличием больших запасов топливно-энергетических ресурсов всех видов. Республика располагает значительным потенциалом энергосбережения, который составляет 35%. Реализация политики энергосбережения во всех сферах нашего общества позволит снизить потребление энергетических ресурсов, удельную энергоемкость, себестоимость товарной продукции. Энергосбережение по своей сути предназначено для оздоровления экономики.

Сложившаяся кризисная ситуация в электроэнергетической отрасли связана со следующими причинами: неэффективная реализация Программы индустриально-инновационного развития экономики, под которую подпадает и электроэнергетическая отрасль, неэффективное государственное управление отраслью.

Электроэнергетика является «локомотивом» развития всех отраслей народного хозяйства. И только наличие достаточного объема мощности и электроэнергии обеспечат поступательное развитие экономики страны. Отсутствие эффективного управления со стороны государства могут поставить под угрозу энергетическую безопасность страны, надежное и бесперебойное обеспечение электроэнергией многоотраслевую экономику и население республики.

В этой связи заслуживает внимания положительный опыт России и Китая. В этих странах, в условиях сложившегося мирового кризиса, принято решение — все намеченные инвестиционные планы развития электроэнергетического сектора выполнить в полном объеме.

Учитывая стратегическую значимость, Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, электроэнергетическая отрасль определена как базовый приоритет. Даны прямые поручения по ее развитию.

В целях обеспечения роста электропотребления, энергетической безопасности и надежности работы ЕЭС Казахстана Правительством РК от 31 мая 2007 г. утвержден «План мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли РК на 2007–2015 годы». План предусматривает реконструкцию, модернизацию и расширение действующих объектов электроэнергетики, а также строительство новых энергетических объектов, развитие и вовлечение в энергобаланс страны возобновляемых источников энергии, атомной энергетики.

Для реализации намеченного плана потребуются огромные финансовые средства (порядка 2,8 трлн. тенге) и большая эффективная работа.

Таким образом, в настоящее время остро стоит проблема привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль, так как основным источником финансирования инвестиционных проектов у энергетических компаний являются прибыль и амортизационные отчисления, заложенные в тариф. Но это всего лишь 6–7% от потребности.

С целью разрешения назревших проблем в электроэнергетике мы предлагаем ряд мер, оправдавших себя на практике и используемые в странах СНГ:

1. Мы должны понимать, что при всех равных условиях, все-таки приоритет, в сложившейся ситуации, принадлежит электроэнергетике. Без развитой электроэнергетики, опережающих темпов энергообеспеченности не может быть речи о развитии экономики страны в целом. Поэтому план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли на 2007 — 2015 годы определить приоритетным, антикризисной мерой по выходу Казахстана из кризиса.

2. Обеспечить финансирование данного Плана из средств республиканского бюджета, Национального фонда, ФНБ «Самрук-Казына», предоставление всего необходимого объема государственных гарантий и поручительств с целью привлечения внешних инвестиций.

3. В целях повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли в соответствии с Программой индустриально-инновационного развитя экономики РК на 2007–2015 годы» предусмотреть внесение изменений и дополнений в Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы и Законы РК «О местном государственном управлении», «Об инвестициях», «Об электроэнергетике».

4. Рассмотреть вопрос коренного пересмотра системы государственного управления стратегической электроэнергетической отраслью. Очевидным является тот факт, что длительное время совмещение в одном министерстве таких крупных отраслей как энергетика и минеральные ресурсы не обеспечило эффективное управление. Поэтому необходимо выделение отдельного самостоятельного министерства энергетики по управлению отраслью. Это обусловлено еще и тем, что предстоит большая работа по выведению отрасли из кризиса и дальнейшему развитию, как традиционной энергетики, так и возобновляемых источников энергии.

5. Включить электроэнергетическую отрасль в Постановление Правительства РК № 548 от 9 июня 2008 года «Об утверждении повышающих отраслевых коэффициентов».

6. Учитывая высокую изношенность основных фондов в электроэнергетической отрасли и необходимостью ее реабилитации, необходимо восстановить функции министерства энергетики, преждевременно переданные отраслевому регулятору (АРЕМ).

7. Восстановить Государственную техническую инспекцию по энергонадзору при Минэнерго РК.

8. Возложить на министерство:

  • разработку планов перспективного развития энергетики;
  • проектирование и осуществление технического надзора за капитальным строительством объектов (перечень утверждается) под особым контролем соблюдения строительных норм и правил, экспертизу проекта;
  • разработку и утверждение новых правил по ПТБ, ПТБ и ПУЭ в соответствии с новыми требованиями времени;
  • осуществление технического надзора за строгим соблюдением правил безопасности и эксплуатации электроустановок, независимо от форм собственности энергетических объектов;
  • развитие сотрудничества с энергокомпаниями в форме государственного партнерства;
  • реализация стратегических задач и приоритетные направления развития электроэнергетики должны осуществляться под юрисдикцией Минэнерго;
  • координацию научно-технических работ по энергосбережению, новой технике, внедрению новых технологий, по нетрадиционным источникам энергии и др.
  • организацию и комплексную подготовку законов по электроэнергетике, законодательных актов по разработке нормативно-правовых, технических регламентов;
  • организацию взаимовыгодного сотрудничества с Электроэнергетическим Советом СНГ, партнерами зарубежных стран, международным энергетическим сообществом для привлечения инвестиций в энергетическую отрасль.

9. Особо следует обратить внимание на качество проектных и строительно-монтажных работ. Рассматривать проектные организации страны как важнейшую составляющую энергостроительного комплекса.

10. Необходимо создать крупные специализированные фирмы по проектированию, строительству, монтажу и наладке энергетических объектов.

11. Особо уделить внимание подготовке и обучению рабочих и инженерных кадров путем создания благоприятных условий учебы в вузах, средних учебных заведениях, курсах повышения квалификации.
Поднимать престиж энергетических специальностей путем обеспечения нормальных жилищно-бытовых условий для молодых специалистов, повышения заработанной платы до уровня предприятий нефтегазовой отрасли республики.

Обращаясь к Вам, уважаемый Карим Кажимканович, мы выражаем нашу озабоченность за состояние и развитие электроэнергетической отрасли страны, надеемся на Ваше понимание и поддержку в разрешении назревших проблем в электроэнергетике.

От имени делегатов
I-го республиканского съезда
ветеранов-энергетиков Казахстана,
Председатель Совета ветеранов энергетиков С. Нурпеисов