Национальная Энергосистема

Русский

Структура электроэнергетики Республики Казахстан

Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (ЕЭС РК) представляет собой совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей республики.
Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

  • максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;
  • обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;
  • единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

Государственным уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование в области электроэнергетики, является Министерство индустрии  и новых  технологий Республики Казахстан.

В компетенцию министерства входит решение следующих вопросов:

  • реализация государственной политики в области электроэнергетики;
  • разработка программ развития электроэнергетики и осуществление контроля за их выполнением;
  • разработка технических регламентов в области электроэнергетики;
  • международное сотрудничество в области электроэнергетики;
  • разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением технических регламентов, в области производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии;
  • разработка и утверждение нормативных правовых актов, за исключением технических регламентов, в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций;
  • разработка и утверждение нормативных технических документов в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих организаций, не являющихся субъектами естественных монополий;
  • утверждение технического задания на разработку инвестиционной программы;
  • заключение соглашений и инвестиционных договоров с энергопроизводящими организациями;
  • мониторинг исполнения энергопроизводящими организациями инвестиционных обязательств, предусмотренных в соглашениях, и инвестиционных программ, предусмотренных в инвестиционных договорах;
  • формирование группы энергопроизводящих организаций;
  • утверждение порядка определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности;
  • определение методики, порядка и сроков проведения энергетической экспертизы;
  • установление порядка составления суточного графика производства-потребления электрической энергии;
  • определение системного оператора и оператора рынка централизованной торговли электрической энергией;
  • определение особенностей функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;
  • выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан.

Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю — Комитетом по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

Комитетом по государственному энергетическому надзору осуществляется надзор и контроль за:

  • выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики;
  • эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей;
  • соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;
  • рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;
  • готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях.

Комитет по государственному энергетическому надзору выполняет следующие функции и задачи:

  • участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях;
  • ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования;
  • имеет доступ к электро- и энергоустановкам;
  • осуществляет периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей;
  • организовывает квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях перепродажи, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок;
  • организовывает проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц;
  • осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики;
  • организовывает разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения;
  • вносит предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направляет материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике.

Государственным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в т.ч. в сфере электроэнергетики) является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

Контрольно-надзорные функции в области контроля и регулирования деятельности субъектов рынка, защиты и развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке (в т.ч. и на рынке электрической энергии) осуществляет Агентство Республики Казахстан по защите конкуренций.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, действующие в области электроэнергетики Республики Казахстан:

  • Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года;
  • Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении» от 25 декабря 1997 года
  • Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 04.07..2009 г.;  
  • Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2012 года № 740;
  • Правила оказания услуг Системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2013 года № 300;
  • Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2012 года № 1508;
  • Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2012 года № 932;

В целях совершенствования действующей модели управления национальными компаниями Республики Казахстан и эффективного управления госактивами указом Президента в октябре 2008 года создано Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО»Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и государственного фонда устойчивого развития «Казына».

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — государственная холдинговая компания, владеющая и управляющая национальными компаниями в различных отраслях экономики, включая энергетическую сферу, телекоммуникации, транспорт и национальные институты развития.

           Обзор тенденций отрасли

      Годовой максимум нагрузки

Годовой максимум нагрузки 2018 г. зафиксирован 25 декабря в 19-00 и составил 14 823 МВт. По сравнению с максимумом 2017 г. (13 декабря 2017 г. 19-00 ч.) максимум нагрузки увеличился на 629 МВт или на 4,4%.

Генерация составила 14555 МВт, что выше на 339 МВт или на 2,4 % аналогичного показателя 2017 г.

При этом внешний сальдированный переток мощности (дефицит) составил 268 МВт. Из них прием из России - 108 МВт, прием из Центральной Азии - 160 МВт.

 Выработка электроэнергии

 Выработка электроэнергии за отчетный период 2018 г. по Казахстану составила 106797,1 млн.кВтч, в том числе:

тепловыми электростанциями

86795,1 млн.кВтч

гидроэлектростанциями

10343,0 млн.кВтч

газотурбинными электростанциями

9119,3 млн.кВтч

СЭС, ВЭС и БГУ

539,7 млн.кВтч

Производство электроэнергии в сравнении с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на 4413,5 млн.кВтч или на 4,3 %.

При этом увеличение выработки произошло на следующих крупных электростанциях:

Экибастузская ГРЭС-1

- на 4324,6 млн.кВтч или на 29,2%;

АО"3-Энергорталык"(Шым.ТЭЦ-3)

- на 244,8 млн.кВтч или на 116,6%;

АО "АлЭС" Алматинская ТЭЦ-3

- на 191,5 млн.кВтч или на 19,2%;

ТЭЦ-2 АО "Арселор Миттал Темиртау"

- на 17,3 млн.кВтч или на 1,0%;

АО "ЕЭК"

- на 418,9 млн.кВтч или на 2,9%;

Балхаш. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"

- на 39,7 млн.кВтч или на 3,7%;

АО "АлЭС" Алматинская ТЭЦ-2

- на 12,9 млн.кВтч или на 0,5%;

Жезказ. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"

- на 37,5 млн.кВтч или на 3,2%.

 Уменьшили производство электроэнергии:

АО "Жамбылская ГРЭС"

- на 759,9 млн.кВтч или на 29,8%;

ГРЭС-2 ТОО "Kazakhmys Energy"

- на 396,5 млн.кВтч или на 8,8%;

АО "СевКазЭнергоПетропавловск"

- на 15,0 млн.кВтч или на 0,5%;

ТЭЦ-3 АО "Павлодарэнерго"

- на 182,8 млн.кВтч или на 5,6%;

ТЭЦ-1 АО "Алюминий Казахстана"

- на 187,8 млн.кВтч или на 8,1%;

АО "Станция Экибастузская ГРЭС-2"

- на 59,0 млн.кВтч или на 1,1%.

 

«Жамбылской ГРЭС» из-за отсутствия поставок газа была остановлена с 26 июня по 8 октября. С 9 октября станцию запустили 1 блоком, с 17 октября в работе 2 блока.

Выработка электроэнергии на ГЭС Казахстана в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. уменьшилась на 814,9 млн.кВтч (7,3%). Режим работы станций определялся водохозяйственным балансом и гидрологической обстановкой.

Увеличилась выработка электроэнергии на ТЭС и ГТЭС Казахстана на 4370,3 млн.кВтч (5,3%) и на 746,7 млн.кВтч (8,9%) соответственно.

Структура выработки электроэнергии по Казахстану в сравнении с 2017 г.:

 

2017 г., %

(отчет. период)

2018 г., %

(отчет. период)

Всего

100,0

100,0

в т.ч. ТЭС

80,5

81,3

          ГЭС

10,9

9,7

          ГТЭС

8,2

8,5

СЭС, ВЭС и БГУ

0,4

0,5

 Потребление электроэнергии

Потребление электроэнергии Казахстаном за отчетный период 2018 г. в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. увеличилось на 5371,7 млн.кВтч (5,5%) и составило 103228,3 млн.кВтч. Увеличение потребления произошло по Южной зоне Казахстана на 1388,9 млн.кВтч (6,8%), по Северной зоне рост потребления электроэнергии на 2975,0 млн.кВтч (4,6%) и по Западной зоне рост потребления электроэнергии на 1007,8 млн.кВтч (8,1%).

Увеличили потребление:

ТОО "Казфосфат"

- на 399,2 млн.кВтч или на 23,5%;

ТОО «АНПЗ»

- на 400,2 млн.кВтч или на 129,9%;

АО "ТНК Казхром""Актюб. ЗФ"

- на 279,4 млн.кВтч или на 9,9%;

АО «УКТМК»

- на 238,9 млн.кВтч или на 54,2%;

АО "ТНК Казхром""Аксуйский. ЗФ"

- на 156,5 млн.кВтч или на 2,9%;

АО "Соколовско-Сарбайское ГПО"

- на 77,4 млн.кВтч или на 4,5%;

АО "Каз. электролизный завод"

- на 79,5 млн.кВтч или на 2,2 %;

ТОО «Казцинк»

- на 46,5 млн.кВтч или на 1,7%;

ТОО «Корпорация Казахмыс (БЦМ)»

- на 15,4 млн.кВтч или на 7,9%.

 В сравнении с 2017 г. уменьшили потребление электроэнергии:

ТОО "Kazakhmys Smelting"

- на 35,2 млн.кВтч или на 3,3%;

АО «Арселор МитталТемиртау»

- на 165,9 млн.кВтч или на 4,1%;

ТОО «Корпорация Казахмыс (ЖЦМ)»

- на 33,9 млн.кВтч или на 3,2%.

АО «Алюминий Казахстана»

- на 1,2 млн.кВтч или на 0,1%.

За отчетный период 2018 г. в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. максимальный рост потребления электроэнергии отмечается по Алматинской области на 531,7 млн.кВтч (5,1%), Жамбылской области – на 518,5 млн.кВтч (13,6%), Павлодарской области - на 779,0 млн.кВтч (4,2%), Карагандинской области - на 620,5 млн.кВтч (3,7%).

Структура потребления электроэнергии по зонам Казахстана следующая:

- Казахстан

103228,3 млн.кВт.ч или 100,0%

- Северная зона

67856,3 млн.кВт.ч или 65,7%

- Южная зона

21940,1 млн.кВт.ч или 21,3%

- Западная зона

13431,9 млн.кВт.ч или 13,0%

 Перетоки электроэнергии

За отчетный период сальдо-переток электроэнергии в Россию – 3566,0 млн.кВтч (в 2017 г. в Россию 4528,2 млн.кВтч). При этом экспорт электроэнергии в Россию составил 4876,2 млн.кВтч (в 2017 г. – 5788,1 млн.кВтч), уменьшение по сравнению с 2017 годом на 911,9 млн.кВтч (15,8%). Импорт электроэнергии из России – 1310,2 млн.кВтч (в 2017 г. – 1259,9 млн.кВтч), уменьшение на 50,3 млн.кВтч (4,0%). Экспорт и импорт приведены с учетом объемов балансирующей электроэнергии с РФ. 

Сальдо-переток в Центральную Азию – 2,8 млн.кВтч. При этом экспорт электроэнергии составил 18,3 млн.кВтч, импорт 15,5 млн.кВтч.