Национальная Энергосистема

Русский

Структура электроэнергетики Республики Казахстан

Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (ЕЭС РК) представляет собой совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей республики.

Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

• максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;

• обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;

• единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

Государственным уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование в области электроэнергетики, является Министерство энергетики Республики Казахстан.

Министерство энергетики Республики Казахстан:

• реализует государственную политику в области электроэнергетики;

• разрабатывает и утверждает типовой договор электроснабжения;

• разрабатывает и утверждает типовой договор на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;

• разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;

• разрабатывает и утверждает типовой договор на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;

• разрабатывает и утверждает типовой договор на создание электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр групп лиц (далее - Реестр);

• разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр;

• разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии;

• разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электрических станций и сетей;

• разрабатывает и утверждает правила проведения тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;

• разрабатывает и утверждает правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии;

• разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке;

• разрабатывает и утверждает правила по предотвращению аварийных нарушений в единой электроэнергетической системе Казахстана и их ликвидации;

• разрабатывает и утверждает правила проведения энергетической экспертизы;

• разрабатывает и утверждает технические регламенты в области электроэнергетики;

• разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок;

• разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;

• разрабатывает и утверждает правила устройства электроустановок;

• разрабатывает и утверждает инструкции по составлению акта аварийной и технологической брони энергоснабжения;

• разрабатывает и утверждает правила пользования электрической энергией;

• разрабатывает и утверждает правила пользования тепловой энергией;

• разрабатывает и утверждает правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг;

• принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого (реализуемых) на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

• разрабатывает и утверждает правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения;

• разрабатывает и утверждает электросетевые правила;

• разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

• разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

• разрабатывает и утверждает правила пожарной безопасности для энергетических предприятий;

• разрабатывает и утверждает правила взрывобезопасности топливоподачи для приготовления и сжигания пылевидного топлива;

• разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;

• разрабатывает и утверждает правила определения размеров земельных участков для размещения опор воздушных линий электропередачи;

• разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;

• разрабатывает и утверждает правила определения соответствия энергопередающих организаций требованиям, предъявляемым к деятельности по передаче электрической энергии;

• разрабатывает и утверждает правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;

• разрабатывает и утверждает правила проведения расследования и учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, районных котельных, электрических и тепловых сетей;

• разрабатывает и утверждает правила приемки в эксплуатацию энергообъектов электростанций, электрических и тепловых сетей после технической модернизации;

• разрабатывает и утверждает положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике;

• разрабатывает и утверждает правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя;

• разрабатывает и утверждает правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей;

• разрабатывает и утверждает правила согласования ограничений электрической мощности тепловых электростанций и мероприятий по сокращению таких ограничений;

• разрабатывает и утверждает правила работы с персоналом в энергетических организациях Республики Казахстан;

• разрабатывает и утверждает правила организации централизованных торгов электрической энергией;

• разрабатывает и утверждает правила проведения квалификационных проверок знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности у руководителей, специалистов организаций, осуществляющих производство, передачу электрической и тепловой энергии, для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок;

• разрабатывает и утверждает правила проведения периодического обследования технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей с привлечением экспертных организаций и заводов-изготовителей;

• разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования рынка электрической мощности;

• определяет системного оператора;

• устанавливает образец служебного удостоверения государственного технического инспектора, номерного штампа и пломбира;

• разрабатывает и утверждает правила определения норм эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;

• утверждает нормы эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;

• разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Казахстан в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, а также оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности и обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;

• разрабатывает и утверждает нормативные значения показателей надежности электроснабжения, а также порядок их определения;

• разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие нормы расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих организаций;

• разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования;

• осуществляет государственный контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктом 3) пункта 3-2 статьи 13 Закона Об электроэнергетике;

• определяет оператора рынка централизованной торговли;

• разрабатывает и утверждает формы актов государственных технических инспекторов;

• определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан, с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;

• разрабатывает и утверждает порядок выдачи государственному техническому инспектору служебного удостоверения, номерного штампа и пломбира;

• разрабатывает и утверждает правила функционирования автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии для субъектов оптового рынка электрической энергии;

• разрабатывает и утверждает требования к экспертным организациям для осуществления энергетической экспертизы;

• разрабатывает и утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы;

• разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей;

• проводит тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;

• по итогам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, заключает договор с победителем данного тендера;

• определяет победителя по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с которым единый закупщик заключает договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;

• утверждает прогнозные балансы электрической энергии и мощности;

• разрабатывает и утверждает правила получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период;

• осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;

• утверждает предельные тарифы на электрическую энергию;

• утверждает предельные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;

• утверждает группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию;

• определяет порядок утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;

• осуществляет государственный контроль за соблюдением системным оператором требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 15-2 Закона Об электроэнергетике;

• размещает на своем интернет-ресурсе информацию о нарушениях порядка реализации (продажи) электрической энергии и услуги по поддержанию готовности электрической мощности энергопроизводящими организациями и принятых мерах по устранению выявленных нарушений;

• разрабатывает и утверждает методику определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию;

• определяет совет рынка, а также разрабатывает и утверждает правила функционирования совета рынка;

• устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с победителями тендеров на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;

• заключает инвестиционные соглашения на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с действующими энергопроизводящими организациями;

• разрабатывает и утверждает порядок разработки прогнозных балансов электрической энергии и мощности;

• разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в области электроэнергетики;

• определяет единого закупщика;

• утверждает предельные тарифы на балансирующую электроэнергию;

• разрабатывает и утверждает правила проведения аттестации электрической мощности генерирующих установок;

• устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, которые заключили инвестиционное соглашение на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с уполномоченным органом;

• разрабатывает и утверждает правила определения объема услуги по поддержанию готовности электрической мощности для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, в состав которых входят теплоэлектроцентрали;

• разрабатывает и утверждает правила расчета и размещения на интернет-ресурсе единым закупщиком цены на услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;

• разрабатывает и утверждает правила допуска на рассмотрение, рассмотрения и отбора инвестиционных программ модернизации, расширения, реконструкции и (или) обновления, заключения инвестиционных соглашений на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление, соответствующего заключения договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности и установления для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемов и сроков покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности;

• разрабатывает и утверждает правила определения дефицита и профицита электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

• разрабатывает и утверждает правила субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона;

• формирует и ведет Реестр в соответствии с утвержденными правилами;

• разрабатывает и утверждает правила формирования и ведения Реестра;

• разрабатывает и утверждает правила участия потребителей, включенных в Реестр, в создании электрической мощности для покрытия прогнозируемого дефицита;

• согласовывает место размещения (площадки), тип и вид топлива для генерирующих установок, вводимых в эксплуатацию энергопроизводящими организациями и потребителями, включенными в Реестр;

• осуществляет координацию местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы при субсидировании затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;

• утверждает правила субсидирования затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;

• разрабатывает и утверждает правила включения потребителей в перечень электростанций;

• утверждает перечень электростанций;

• осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.

Контроль в области электроэнергетики осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю — Комитетом по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики Республики Казахстан.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за:

• соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики;

• эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей, электрических установок потребителей;

• надежностью и безопасностью производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии;

• недопуском или отстранением от работы на электрических установках персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики. 

Энергетический контроль осуществляется за:

• соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;

• соблюдением нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики в пределах своей компетенции;

• рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;

• готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимний период.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:

• участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в осенне-зимний период;

• ведет учет технологических нарушений в работе электростанций, электрических сетей, приведших к остановке основного оборудования, пожарам, взрывам, разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей электрической энергии;

• осуществлять прием уведомлений о начале или прекращении деятельности, а также ведет, размещает и обновляет на интернет-ресурсе реестр экспертных организаций по проведению энергетической экспертизы в соответствии с категорией;

• осуществляет рассмотрение материалов по административным делам в области электроэнергетики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

• обращается в суд и участвует при рассмотрении судом дел по нарушениям законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;

• направляет государственному органу, осуществляющему руководство в сферах естественных монополий, информацию о несоответствии деятельности субъекта естественной монополии, оказывающего услугу по передаче электрической энергии, требованиям пункта 6 статьи 13-1 Закона Об электроэнергетике.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вправе:

• иметь беспрепятственный доступ к электро- и энергоустановкам;

• осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;

• привлекать экспертов при проведении обследования энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей;

• выдавать паспорт готовности без замечаний или с замечаниями в случае необходимости дополнительных пояснений, материалов и обоснований к документам, представленным для получения паспорта готовности, объем которых соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, а также отказывать в выдаче паспорта готовности в случае несоответствия объема, содержания представленных документов, подтверждающих выполнение условий и требований, установленных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, для получения паспорта готовности.

Государственным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в т.ч. в сфере электроэнергетики) является Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Контрольно-надзорные функции в области контроля и регулирования деятельности субъектов рынка, защиты и развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке (в т.ч. и на рынке электрической энергии) осуществляет Агентство Республики Казахстан по защите конкуренций.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, действующие в области электроэнергетики Республики Казахстан:

• Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года;

• Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении» от 25 декабря 1997 года

• Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 04.07.2009 г.;  

• Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2012 года № 740;

• Правила оказания услуг Системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2013 года № 300;

• Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2012 года № 1508;

• Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2012 года № 932;

• Правила организации и функционирования рынка электрической мощности, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 152

• Прочие законодательные и иные нормативные правовые акты

В целях совершенствования действующей модели управления национальными компаниями Республики Казахстан и эффективного управления госактивами указом Президента в октябре 2008 года создано Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО»Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и государственного фонда устойчивого развития «Казына».

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — государственная холдинговая компания, владеющая и управляющая национальными компаниями в различных отраслях экономики, включая энергетическую сферу, телекоммуникации, транспорт и национальные институты развития.

Обзор тенденции отрасли (балансы)

Годовой максимум нагрузки 

Годовой максимум нагрузки 2020 г. зафиксирован 7 декабря в 19 часов и составил 15761 МВт. По сравнению с 2019 годом (26 ноября, 19 час) максимум нагрузки увеличился на 579 МВт или на 3,8%.

Генерация по Республике составила - 15461 МВт, что выше на 580 МВт или на 3,9 % аналогичного показателя 2019 г.

При этом внешний сальдированный переток мощности составил 300 МВт. Из них прием из России 614 МВт, выдача в Центральную Азию 314 МВт.

Выработка электроэнергии

Выработка электроэнергии за отчетный период 2020 г. по Казахстану составила 108085,8 млн.кВтч, в том числе:

тепловыми электростанциями

86662,6 млн.кВтч

гидроэлектростанциями

9545,8 млн.кВтч

газотурбинными электростанциями

9527,7 млн.кВтч

СЭС, ВЭС и БГУ

2349,7 млн.кВтч

Производство электроэнергии в сравнении с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 2056,0 млн.кВтч или на 1,9 %. 

При этом увеличение выработки произошло на следующих крупных электростанциях:

Экибастузская ГРЭС-1

- на 1164,9 млн.кВтч или на 6,4%;

АО «ЕЭК»

- на 247,4 млн.кВтч или 1,8%;

ТЭЦ-2 АО «Арселор Миттал Темиртау»

- на 200,4 млн.кВтч или на 9,7%;

ТЭЦ-3 АО «Павлодарэнерго»

- на 141,0 млн.кВтч или на 4,8%;

АО«АлЭС Алматинская ТЭЦ-1»

- на 121,1 млн.кВтч или на 35,6%;

АО «3-Энергорталык» (Шым.ТЭЦ-3)

- на 85,4 млн.кВтч или на 12,4%;

АО«АлЭС Алматинская ТЭЦ-3»

- на 77,5 млн.кВтч или на 7,3%;

Балхаш. ТЭЦ ТОО «Kazakhmys Energy»

- на 50,5 млн.кВтч или на 4,7%;

Станция Экибастуз. ГРЭС-2

- на 45,7 млн.кВтч или на 0,9%;

 

ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казхстана»

- на 5,6 млн.кВтч или на 0,3%.

    

Уменьшили производство электроэнергии:

Жезказ. ТЭЦ ТОО «Kazakhmys Energy»

- на 163,7 млн.кВтч или на 9,9%;

 

АО «СевКазЭнергоПетропавловск»

- на 141,5 млн.кВтч или на 4,1%;

 

ЭС АЗФ ТНК «Казхром»

- на 130,9 млн.кВтч или на 15,8%;

 

АО әАлЭС Алматинская ТЭЦ-2»

- на 117,8 млн.кВтч или на 4,3%;

 

АО «Жамбылская ГРЭС»

- на 69,7 млн.кВтч или на 3,7%;

 

ТОО ГРЭС «Топар»

- на 62,9 млн.кВтч или на 1,3%.

    

АО «Жамбылской ГРЭС» с начала года работала в двухблочном режиме, с 28 марта в работе 1 блок. С 11 августа станция работала в двухблочном режиме, с 20 декабря до 01 января 2021 года станция работала в трехблочном режиме.

Выработка электроэнергии на ГЭС Казахстана в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. уменьшилась на 439,1 млн.кВтч (4,4%). Режим работы станций определялся водохозяйственным балансом и гидрологической обстановкой.

Увеличилась выработка электроэнергии на ТЭС на 707,6 млн.кВтч (0,8%). Увеличилась выработка электроэнергии на ГТЭС на 552,1 млн.кВтч (6,2%) и ВИЭ (СЭС, ВЭС, БГУ) на 1235,4 млн.кВтч более, чем в два раза.

Структура выработки электроэнергии по Казахстану в сравнении с 2020 г.

 

2019 г., %

(отчет. период)

2020 г., %

(отчет. период)

Всего

100,0

100,0

в т.ч. ТЭС

81,1

80,2

          ГЭС

9,4

8,8

          ГТЭС

8,5

8,8

СЭС, ВЭС и БГУ

1,0

2,2

Потребление электроэнергии

Потребление электроэнергии Казахстаном за отчетный период 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. увеличилось на 2151,7 млн.кВтч (2,0%) и составило 107344,8 млн.кВтч. Увеличение потребления электроэнергии произошло по Северной зоне на 1468,6 млн.кВтч (2,1%), по Южной зоне Казахстана на 606,7 млн.кВтч (2,7%). Потребление электроэнергии Западной зоной увеличилось на 76,4 млн.кВтч (0,6%).

Увеличили потребление:

 

ТНК Казхром «Аксуйский ЗФ»

- на 114,7 млн.кВтч или на 2,0%;

АО «ТНК Казхром» ТНК

- на 66,3 млн.кВтч или на 2,1%;

ТОО «Корпорация Казахмыс (ЖЦМ, БЦМ)»

- на 39,4 млн.кВтч или на 3,2%;

ТОО «KazakhmysSmelting»

- на 33,2 млн.кВтч или на 2,8%;

АО «Каз. электролизный завод»

- на 19,0 млн.кВтч или на 0,5%;

АО «Арселор МитталТемиртау»

- на 24,9 млн.кВтч или на 0,7%;

ТОО «Казфосфат»

- на 9,1 млн.кВтч или на 0,4%;

АО «Алюминий Казахстана»

- на 2,3 млн.кВтч или на 0,2%.

 В сравнении с 2019 г. уменьшили потребление электроэнергии: 

АО «УКТМК»

- на 228,5 млн.кВтч или на 26,2%;

АО «Соколовско-Сарбайское ГПО»

- на 100,9 млн.кВтч или на 5,5%;

ТОО «АНПЗ»

- на 3,8 млн.кВтч или на 0,5%;

ТОО «Казцинк»

- на 1,8 млн.кВтч или на 0,1%.

За отчетный период 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. максимальный рост потребления электроэнергии отмечается по Павлодарской области на 1204,4 млн.кВтч (6,2%), Карагандинскойобласти - на 470,3 млн.кВтч (2,6%), Жамбылской области – на 475,6 млн.кВтч (10,6%).

Структура потребления электроэнергии по зонам Казахстана следующая: 

- Казахстан

107344,8 млн.кВт.ч или 100,0%

- Северная зона

70522,2 млн.кВт.ч или 65,7%

- Южная зона

23287,4 млн.кВт.ч или 21,7%

- Западная зона

13535,2 млн.кВт.ч или 12,6%

Перетоки электроэнергии

За отчетный период сальдо-переток электроэнергии из России – 123,1 млн.кВтч (в 2019 г.  Россию 125,7 млн.кВтч). При этом экспорт электроэнергии в Россию 1117,5 млн.кВтч (в 2019 г. – 1281,4 млн.кВтч). Импорт электроэнергии из России – 1240,6 млн.кВтч (в 2019 г. – 1407,1 млн.кВтч). Экспорт и импорт приведены с учетом объемов балансирующей электроэнергии с РФ.

Сальдо-переток в Центральную Азию – 864,1 млн.кВтч. При этом экспорт в ЦА составил 1179,0 млн.кВтч (в 2019 г. – 1253,0 млн.кВтч), импорт электроэнергии из ЦА 314,9 млн.кВтч (в 2019 г. -290,6 млн.кВтч).