Цель проекта:
Улучшение надежности и качества снабжения через модернизацию подстанций, диспетчерских и контрольных систем; развитие конкуренции посредством создания условий для устойчивого функционирования оптового рынка электроэнергии и улучшения доступа к передающим сетям; снижение эксплуатационных затрат; расширение объема предоставляемых АО «KEGOC» услуг.
Финансирование проекта осуществлялось с привлечением заемных средств Международного Банка Реконструкции и Развития, Европейского Банка Реконструкции и Развития и собственными средствами АО «KEGOC».
Срок реализации проекта: 2000-2009 гг.
Основные компоненты проекта:
1. Модернизация высоковольтного оборудования.
Модернизация высоковольтного оборудования была осуществлена на 43 подстанциях.
В период 2002-2005г.г. было поставлено на площадки проекта 5213 единиц высоковольтного оборудования напряжением 110-220-500кВ, включая:
- Высоковольтные выключатели 110, 220, 500 кВ производства компаний Siemens AG и AREVA;
- Разъединители и опорные изоляторы 110, 220, 500 кВ, производства компании AREVA;
- Трансформаторы напряжения 110, 220, 500 кВ, производства компаний АВВ и AREVA;
- Трансформаторы тока 110, 220, 500 кВ, производства компании AREVA;
- Ограничители перенапряжения 110, 220, 500 кВ, производства компании Siemens AG.
Модернизация высоковольтного оборудования на подстанциях Компании была завершена в третьем квартале 2006 г.
2. Замена релейной защиты и автоматизация подстанций.
Автоматизация подстанций базируется на интеграции в единую систему автономно работающего оборудования на каждом из двух уровней автоматизации: цифровая защита и управление присоединениями, система управления подстанцией.
Проведена модернизация средств РЗА на 67 подстанциях. Компанией Siemens AG осуществлена поставка оборудования, инсталляция шкафов РЗА и системы мониторинга и управления подстанций (более 1800 единиц), а также своевременный ввод в эксплуатацию устройств РЗА в рамках утвержденного графика реализации контрактного соглашения.
3. Модернизация диспетчерского контроля, включающего поставку и установку системы управления электрической сетью (SCADA/EMS).
Целью реализации данного компонента было создание единой автоматизированной системы оперативного управления Национальной электрической сетью Республики Казахстан, оснащенной современными программно-техническими средствами, отвечающими международным промышленным стандартам. Реализация данного компонента проекта повысила надежность управления процессами генерации, потребления и передачи электроэнергии.
С компанией Siemens AG Osterreich был заключен контракт на поставку и установку системы SCADA/EMS для НДЦ СО и 9 региональных диспетчерских центров. Система была поставлена и инсталлирована в 2005г. В первом квартале 2006г. успешно проведены функциональные испытания и финальное тестирование системы.
4. Создание цифровой корпоративной телекоммуникационной сети.
Создание телекоммуникационной сети обеспечила диспетчерскую и технологическую телефонную связь; передачу данных телеизмерений, телесигналов, команд в оперативно-информационной системе реального времени; передачу данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии; передачу данных информационной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью компании; передачу сигналов для систем релейной защиты и противоаварийной автоматики между подстанциями, передачу данных и взаимообмен информацией с субъектами электроэнергетического рынка; доступ в Интернет.
В период 2003-2005гг. было поставлено и установлено оборудование телекоммуникации в объеме:
- 62 автоматических телефонных станций,
- 87 систем гарантированного электропитания,
- 63 земных станции сети спутниковой связи,
- 124 радиорелейных систем связи.
Также было поставлено 125 каналов высокочастотной связи.
5. Создание автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).
АСКУЭ представляет собой программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор и обработку информации о потоках электроэнергии, расчет и хранение параметров за заданный период времени, а также передачу и отображение информации.
Система АСКУЭ была поставлена компанией ELIOP Ltd. В рамках внедрения автоматизированной системы коммерческого учета в 2001г. компанией «АВВ Метроника» были поставлены 1599 счетчиков.
Поставка и монтаж оборудования АСКУЭ были завершены в четвертом квартале 2004г. С марта по апрель 2005 года проведены комплексные испытания и приемка АСКУЭ в эксплуатацию.
6. Создание системы торговли электроэнергией.
Компания Siemens AG Osterreich, которая является лидером на рынке систем энергоконтроля, поставила и установила систему торговли электроэнергией на Спот Рынке Казахстана. К преимуществам поставленной системы следует отнести способность системы развиваться, гибкость настройки, легкость и надежность в эксплуатации.
Торговая система была поставлена и установлена в период 2003-2004гг., принята в эксплуатацию в 2004г.
7. Консультационная помощь.
В период 2000-2006гг. были оказаны услуги международных консультантов по закупкам, управлению проектами, разработке электросетевого кодекса и правил спотового рынка. В подготовке тендерных документов по компонентам проекта участвовали международные консалтинговые компании (SaskPower, KEMA Consulting, Nord Pool Consulting, ESBI, SwedPower/MVV), с которыми АО «KEGOC» заключил контракты на предоставление консультационных услуг.
Все процедуры закупок проводились на основе открытых международных тендеров согласно правилам и процедурам финансирующих институтов - ЕБРР и МБРР. В зависимости от сложности компонентов проекта были запланированы тендеры с предквалификацией потенциальных участников тендера, одноэтапные и двух этапные тендеры. Благодаря этому контракты на поставку оборудования, информационных технологий и услуг были заключены на наиболее выгодных условиях для компании, как с технической, так и с финансовой стороны.
В рамках проекта модернизации проведено обучение специалистов АО «KEGOC». Повышение квалификации на обучающих курсах по эксплуатации нового оборудования и информационным системам на заводах-изготовителях и площадках поставщиков получили 827 специалиста АО «KEGOC». 107 представителей компании приняли участие на заводских испытаниях в период поставок оборудования на площадки Проекта.