Национальная Энергосистема

Структура электроэнергетики Республики Казахстан

Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (ЕЭС РК) представляет собой совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей республики. Карта-схема электрических сетей 1150-500-220-110 кВ ЕЭС Республики Казахстан по состоянию на 2024 год

Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:

  • максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;
  • обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;
  • единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.

Государственным уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование в области электроэнергетики, является Министерство энергетики Республики Казахстан.

Министерство энергетики Республики Казахстан:

  • реализует государственную политику в области электроэнергетики;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор электроснабжения;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор на создание электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр групп лиц (далее - Реестр);
  • разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр;
  • разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электрических станций и сетей;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
  • разрабатывает и утверждает правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке;
  • разрабатывает и утверждает правила по предотвращению аварийных нарушений в единой электроэнергетической системе Казахстана и их ликвидации;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения энергетической экспертизы;
  • разрабатывает и утверждает технические регламенты в области электроэнергетики;
  • разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок;
  • разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;
  • разрабатывает и утверждает правила устройства электроустановок;
  • разрабатывает и утверждает инструкции по составлению акта аварийной и технологической брони энергоснабжения;
  • разрабатывает и утверждает правила пользования электрической энергией;
  • разрабатывает и утверждает правила пользования тепловой энергией;
  • разрабатывает и утверждает правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг;
  • принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого (реализуемых) на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • разрабатывает и утверждает правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения;
  • разрабатывает и утверждает электросетевые правила;
  • разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
  • разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
  • разрабатывает и утверждает правила пожарной безопасности для энергетических предприятий;
  • разрабатывает и утверждает правила взрывобезопасности топливоподачи для приготовления и сжигания пылевидного топлива;
  • разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;
  • разрабатывает и утверждает правила определения размеров земельных участков для размещения опор воздушных линий электропередачи;
  • разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;
  • разрабатывает и утверждает правила определения соответствия энергопередающих организаций требованиям, предъявляемым к деятельности по передаче электрической энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения расследования и учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, районных котельных, электрических и тепловых сетей;
  • разрабатывает и утверждает правила приемки в эксплуатацию энергообъектов электростанций, электрических и тепловых сетей после технической модернизации;
  • разрабатывает и утверждает положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике;
  • разрабатывает и утверждает правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя;
  • разрабатывает и утверждает правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей;
  • разрабатывает и утверждает правила согласования ограничений электрической мощности тепловых электростанций и мероприятий по сокращению таких ограничений;
  • разрабатывает и утверждает правила работы с персоналом в энергетических организациях Республики Казахстан;
  • разрабатывает и утверждает правила организации централизованных торгов электрической энергией;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения квалификационных проверок знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности у руководителей, специалистов организаций, осуществляющих производство, передачу электрической и тепловой энергии, для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения периодического обследования технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей с привлечением экспертных организаций и заводов-изготовителей;
  • разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования рынка электрической мощности;
  • определяет системного оператора;
  • устанавливает образец служебного удостоверения государственного технического инспектора, номерного штампа и пломбира;
  • разрабатывает и утверждает правила определения норм эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;
  • утверждает нормы эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;
  • разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Казахстан в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, а также оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности и обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
  • разрабатывает и утверждает нормативные значения показателей надежности электроснабжения, а также порядок их определения;
  • разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие нормы расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих организаций;
  • разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктом 3) пункта 3-2 статьи 13 Закона Об электроэнергетике;
  • определяет оператора рынка централизованной торговли;
  • разрабатывает и утверждает формы актов государственных технических инспекторов;
  • определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан, с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;
  • разрабатывает и утверждает порядок выдачи государственному техническому инспектору служебного удостоверения, номерного штампа и пломбира;
  • разрабатывает и утверждает правила функционирования автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии для субъектов оптового рынка электрической энергии;
  • разрабатывает и утверждает требования к экспертным организациям для осуществления энергетической экспертизы;
  • разрабатывает и утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы;
  • разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей;
  • проводит тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
  • по итогам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, заключает договор с победителем данного тендера;
  • определяет победителя по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с которым единый закупщик заключает договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
  • утверждает прогнозные балансы электрической энергии и мощности;
  • разрабатывает и утверждает правила получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период;
  • осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;
  • утверждает предельные тарифы на электрическую энергию;
  • утверждает предельные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
  • утверждает группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию;
  • определяет порядок утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением системным оператором требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 15-2 Закона Об электроэнергетике;
  • размещает на своем интернет-ресурсе информацию о нарушениях порядка реализации (продажи) электрической энергии и услуги по поддержанию готовности электрической мощности энергопроизводящими организациями и принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
  • разрабатывает и утверждает методику определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию;
  • определяет совет рынка, а также разрабатывает и утверждает правила функционирования совета рынка;
  • устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с победителями тендеров на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
  • заключает инвестиционные соглашения на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с действующими энергопроизводящими организациями;
  • разрабатывает и утверждает порядок разработки прогнозных балансов электрической энергии и мощности;
  • разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в области электроэнергетики;
  • определяет единого закупщика;
  • утверждает предельные тарифы на балансирующую электроэнергию;
  • разрабатывает и утверждает правила проведения аттестации электрической мощности генерирующих установок;
  • устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, которые заключили инвестиционное соглашение на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с уполномоченным органом;
  • разрабатывает и утверждает правила определения объема услуги по поддержанию готовности электрической мощности для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, в состав которых входят теплоэлектроцентрали;
  • разрабатывает и утверждает правила расчета и размещения на интернет-ресурсе единым закупщиком цены на услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
  • разрабатывает и утверждает правила допуска на рассмотрение, рассмотрения и отбора инвестиционных программ модернизации, расширения, реконструкции и (или) обновления, заключения инвестиционных соглашений на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление, соответствующего заключения договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности и установления для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемов и сроков покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
  • разрабатывает и утверждает правила определения дефицита и профицита электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
  • разрабатывает и утверждает правила субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона;
  • формирует и ведет Реестр в соответствии с утвержденными правилами;
  • разрабатывает и утверждает правила формирования и ведения Реестра;
  • разрабатывает и утверждает правила участия потребителей, включенных в Реестр, в создании электрической мощности для покрытия прогнозируемого дефицита;
  • согласовывает место размещения (площадки), тип и вид топлива для генерирующих установок, вводимых в эксплуатацию энергопроизводящими организациями и потребителями, включенными в Реестр;
  • осуществляет координацию местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы при субсидировании затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;
  • утверждает правила субсидирования затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;
  • разрабатывает и утверждает правила включения потребителей в перечень электростанций;
  • утверждает перечень электростанций;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.

Контроль в области электроэнергетики осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю — Комитетом по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики Республики Казахстан.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за:

  • соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики;
  • эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей, электрических установок потребителей;
  • надежностью и безопасностью производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии;
  • недопуском или отстранением от работы на электрических установках персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики. 

Энергетический контроль осуществляется за:

  • соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;
  • соблюдением нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики в пределах своей компетенции;
  • рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;
  • готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимний период.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:

  • участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в осенне-зимний период;
  • ведет учет технологических нарушений в работе электростанций, электрических сетей, приведших к остановке основного оборудования, пожарам, взрывам, разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей электрической энергии;
  • осуществлять прием уведомлений о начале или прекращении деятельности, а также ведет, размещает и обновляет на интернет-ресурсе реестр экспертных организаций по проведению энергетической экспертизы в соответствии с категорией;
  • осуществляет рассмотрение материалов по административным делам в области электроэнергетики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  • обращается в суд и участвует при рассмотрении судом дел по нарушениям законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;
  • направляет государственному органу, осуществляющему руководство в сферах естественных монополий, информацию о несоответствии деятельности субъекта естественной монополии, оказывающего услугу по передаче электрической энергии, требованиям пункта 6 статьи 13-1 Закона Об электроэнергетике.

Орган по государственному энергетическому надзору и контролю в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вправе:

  • иметь беспрепятственный доступ к электро- и энергоустановкам;
  • осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;
  • привлекать экспертов при проведении обследования энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей;
  • выдавать паспорт готовности без замечаний или с замечаниями в случае необходимости дополнительных пояснений, материалов и обоснований к документам, представленным для получения паспорта готовности, объем которых соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, а также отказывать в выдаче паспорта готовности в случае несоответствия объема, содержания представленных документов, подтверждающих выполнение условий и требований, установленных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, для получения паспорта готовности.

Государственным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в т.ч. в сфере электроэнергетики) является Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Контрольно-надзорные функции в области контроля и регулирования деятельности субъектов рынка, защиты и развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке (в т.ч. и на рынке электрической энергии) осуществляет Агентство Республики Казахстан по защите конкуренций.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, действующие в области электроэнергетики Республики Казахстан:

  • Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года;
  • Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года;
  • Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 04.07.2009 г.;  
  • Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 106;
  • Правила оказания услуг Системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691;
  • Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 112;
  • Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 111;
  • Правила организации и функционирования рынка электрической мощности, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 152;
  • Прочие законодательные и иные нормативные правовые акты.

В целях совершенствования действующей модели управления национальными компаниями Республики Казахстан и эффективного управления госактивами указом Президента в октябре 2008 года создано Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО»Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и государственного фонда устойчивого развития «Казына».

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — государственная холдинговая компания, владеющая и управляющая национальными компаниями в различных отраслях экономики, включая энергетическую сферу, телекоммуникации, транспорт и национальные институты развития.

Обзор тенденции отрасли (балансы)

Годовой максимум нагрузки 

Годовой максимум нагрузки по Казахстану зафиксирован 13 декабря в 19:00 часов времени г. Астана и составил 16626 МВт. По сравнению с 2022 годом (7 декабря) максимум нагрузки увеличился на 167 МВт или на 1,0%.

Суммарная генерация в годовой максимум нагрузки составила 15107 МВт и уменьшилась по сравнению с 2022 годом на 96 МВт или на 0,6%.

Внешний сальдовый переток мощности составил 1519 МВт. Из них прием от России 1722 МВт, выдача в Центральную Азию 203 МВт.

Выработка электроэнергии

Выработка электроэнергии в 2023 году по Казахстану составила 112823,1 млн.кВтч, в том числе:

тепловыми электростанциями

87362,5 млн.кВтч

газотурбинными электростанциями

11023,7 млн.кВтч

гидроэлектростанциями

7720,0 млн.кВтч

малыми гидроэлектростанциями

1028,2 млн.кВтч

ветряными электростанциями

3805,6 млн.кВтч

солнечными электростанциями

1881,7 млн.кВтч

биогазовыми установками

1,4 млн.кВтч 

В целом по году выработка электроэнергии 2023 года соответствует аналогичному периоду 2022 года.  

При этом увеличение выработки произошло на следующих крупных электростанциях:

АО "СевКазЭнергоПетропавловск"    

- на 703,6 млн.кВтч или на 43,8%;

ТОО ГРЭС "Топар"

- на 204,9 млн.кВтч или на 5,5%; 

Балхаш. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"

- на 100,9 млн.кВтч или на 11,7%; 

ТЭЦ-1 АО "Алюминий Казхстана" 

- на 32,1 млн.кВтч или на 1,7%; 

АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-1" 

- на   22,3 млн.кВтч или на 5,5%; 

АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-2" 

- на 8,8 млн.кВтч или на 0,3%. 

Выработка электроэнергии Жамбылской ГРЭС в Южной Зоне Казахстана составила 3067,6 млн.кВтч, что на 580,0 млн.кВтч меньше чем в 2022 г. В 2023 году станция работала в следующем режиме: с января по март в четырехблочном режиме; в марте в трехблочном режиме; с 5 апреля в двухблочном; с 9 июня в трехблочном; с 2 августа в двухблочном; с 6 августа в одноблочном; с 21 августа остановка станции в связи с проведением плановых ремонтных работ; с 28 августа в одноблочном; с 30 сентября двухблочном; с 17 октября в трехблочном; с 9 по 19 декабря в четырехблочном; с 19 декабря в трехблочном режиме. 

Наибольшее снижение выработки электроэнергии по сравнению с 2022 годом имели: 

 АО "Жамбылская ГРЭС"

- на   580,0 млн.кВтч или на 15,9%;

АО "Станция Экибастузская ГРЭС-2"

- на 343,6 млн.кВтч или на 5,7%;

Жезказ. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"       

- на 268,9 млн.кВтч или на 22,8%;

ТЭЦ-3 АО "Павлодарэнерго"

- на 189,7 млн.кВтч или на 6,5%; 

Экибастузская ГРЭС-1 

- на 178,4 млн.кВтч или на 0,8%; 

АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-3"

- на 115,3 млн.кВтч или на 10,8%; 

ТЭЦ-2 Темиртау АО "Qarmet" 

- на   101,7 млн.кВтч или на 5,8%;

АО "ЕЭК"   

- на 71,0 млн.кВтч или на 0,5%;

ЭС АЗФ ТНК «Казхром» (ГТУ)       

- на 4,9 млн.кВтч или на 0,6%; 

АО "3-Энергоорталык" 

- на 3,1 млн.кВтч или на 0,4%. 

Производство электроэнергии на ГЭС Казахстана в 2023 году в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. уменьшилась на 436,9 млн.кВтч (4,8%). Режим работы ГЭС Казахстана определялся водохозяйственным балансом и гидрологической обстановкой.

Уменьшилась выработка электроэнергии на ТЭС на 1260,9 млн.кВтч (1,4%). Увеличилась выработка на ГТЭС на 83,2 млн.кВтч (0,8%), и на ВИЭ (СЭС, ВЭС, БГУ) на 1571,8 млн.кВтч (38,2%).

Структура выработки электроэнергии по Казахстану в сравнении с 2022 годом следующая:

2022 г., %

(отчет. период)

2023 г., %

(отчет. период)

Всего

100,0

100,0

в т.ч. ТЭС

78,5%

77,4%

ГЭС

8,2%

7,8%

ГТЭС

9,7%

9,8%

СЭС и ВЭС и БГУ

3,6%

5,0%

Потребление электроэнергии

В 2023 году потребление электроэнергии Казахстаном в сравнении с 2022 годом увеличилась на 2123,0 млн.кВтч (1,9%) и составило 115067,6 млн.кВтч.

По Северной зоне потребление электроэнергии увеличилось на 896,7 млн.кВтч (1,2%), по Южной зоне на 1090,6 млн.кВтч (4,2%), по Западной зоне Казахстана на 135,7 млн.кВтч (0,9%).

В сравнении с 2022 годом увеличили потребление электроэнергии:

АО "Каз. электролизный завод"

- на 179,3 млн.кВтч или на 5,0%;

ТОО "Казцинк"

- на 35,6 млн.кВтч или на 1,3%;

ТОО "АНПЗ"

- на 31,1 млн.кВтч или на 4,3%;

ТОО"Корпорация Казахмыс" (ЖЦМ, БЦМ, КЦМ) 

- на 4,3 млн.кВтч или на 0,3%;

АО "Алюминий Казахстана"

- на 2,6 млн.кВтч или на 0,3%.

В сравнении с 2022 годом уменьшили потребление электроэнергии:

АО "Qarmet"

- на 443,2 млн.кВтч или на 12,1%;

АО "ТНК Казхром" (АЗФ)

- на 109,7 млн.кВтч или на 3,3%;

АО "Соколовско-Сарбайское ГПО"

- на 78,0 млн.кВтч или на 5,7%;

ТОО "Kazakhmys Smelting"

- на 27,8 млн.кВтч или на 2,4%;

ТНК Казхром "Аксуйский ЗФ"

- на 23,6 млн.кВтч или на 0,5%;

АО "УКТМК"

- на 19,9 млн.кВтч или на 2,8%.


Потребление электроэнергии по зонам:

- Казахстан

115067,6 млн.кВт.ч или 100,0%

- Северная зона

73521,2 млн.кВт.ч или 63,9%

- Южная зона

26871,0 млн.кВт.ч или 23,3%

- Западная зона

14675,4 млн.кВт.ч или 12,8%

За отчетный период 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. максимальный рост потребления электроэнергии отмечается по Алматинской области на 513,3 млн.кВтч (4,5%), Туркестанской области на 429,9 млн.кВтч (7,2%), Акмолинской области на 417,1 млн.кВтч (3,9%), Атырауской области на 383,7 млн.кВтч (5,7%).

Перетоки электроэнергии

Разница между производством и потреблением электроэнергии 2244,5 млн.кВтч покрывалась поставками электроэнергии из энергосистемы Российской Федерации.

За отчетный период сальдо-переток электроэнергии с Россией – 3617,3 млн.кВтч (в 2022 г. с Россией 470,9 млн.кВтч). При этом экспорт электроэнергии в Россию 1377,1 млн.кВтч (в 2022 г. – 1459,0 млн.кВтч). Импорт электроэнергии из России 4994,4 млн.кВтч (в 2022 г. – 1929,9 млн.кВтч). Экспорт и импорт приведены с учетом объемов балансирующей электроэнергии с РФ.

Сальдо-переток с Центральной Азией – 1372,8 млн.кВтч (в 2022 г. с ЦА 392,2 млн.кВтч). При этом экспорт в ЦА составил 1441,0 млн.кВтч (в 2022 г. – 696,6 млн.кВтч). Импорт электроэнергии из ЦА 68,2 млн.кВтч (в 2022 г. 304,4 млн.кВтч).

Горячая линия

Обратная связь