Структура электроэнергетики Республики Казахстан
Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (ЕЭС РК) представляет собой совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей республики. Карта-схема электрических сетей 1150-500-220-110 кВ ЕЭС Республики Казахстан по состоянию на 2025 год
Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях:
- максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии;
- обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан;
- единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.
Государственным уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование в области электроэнергетики, является Министерство энергетики Республики Казахстан.
Министерство энергетики Республики Казахстан:
- реализует государственную политику в области электроэнергетики;
- разрабатывает и утверждает типовой договор электроснабжения;
- разрабатывает и утверждает типовой договор на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
- разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
- разрабатывает и утверждает типовой договор на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
- разрабатывает и утверждает типовой договор на создание электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр групп лиц (далее - Реестр);
- разрабатывает и утверждает типовой договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности с субъектами оптового рынка, включенными в Реестр;
- разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии;
- разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электрических станций и сетей;
- разрабатывает и утверждает правила проведения тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
- разрабатывает и утверждает правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии;
- разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке;
- разрабатывает и утверждает правила по предотвращению аварийных нарушений в единой электроэнергетической системе Казахстана и их ликвидации;
- разрабатывает и утверждает правила проведения энергетической экспертизы;
- разрабатывает и утверждает технические регламенты в области электроэнергетики;
- разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок;
- разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;
- разрабатывает и утверждает правила устройства электроустановок;
- разрабатывает и утверждает инструкции по составлению акта аварийной и технологической брони энергоснабжения;
- разрабатывает и утверждает правила пользования электрической энергией;
- разрабатывает и утверждает правила пользования тепловой энергией;
- разрабатывает и утверждает правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг;
- принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого (реализуемых) на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- разрабатывает и утверждает правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения;
- разрабатывает и утверждает электросетевые правила;
- разрабатывает и утверждает правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- разрабатывает и утверждает правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
- разрабатывает и утверждает правила пожарной безопасности для энергетических предприятий;
- разрабатывает и утверждает правила взрывобезопасности топливоподачи для приготовления и сжигания пылевидного топлива;
- разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;
- разрабатывает и утверждает правила определения размеров земельных участков для размещения опор воздушных линий электропередачи;
- разрабатывает и утверждает правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;
- разрабатывает и утверждает правила определения соответствия энергопередающих организаций требованиям, предъявляемым к деятельности по передаче электрической энергии;
- разрабатывает и утверждает правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- разрабатывает и утверждает правила проведения расследования и учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, районных котельных, электрических и тепловых сетей;
- разрабатывает и утверждает правила приемки в эксплуатацию энергообъектов электростанций, электрических и тепловых сетей после технической модернизации;
- разрабатывает и утверждает положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в энергетике;
- разрабатывает и утверждает правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя;
- разрабатывает и утверждает правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей;
- разрабатывает и утверждает правила согласования ограничений электрической мощности тепловых электростанций и мероприятий по сокращению таких ограничений;
- разрабатывает и утверждает правила работы с персоналом в энергетических организациях Республики Казахстан;
- разрабатывает и утверждает правила организации централизованных торгов электрической энергией;
- разрабатывает и утверждает правила проведения квалификационных проверок знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности у руководителей, специалистов организаций, осуществляющих производство, передачу электрической и тепловой энергии, для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок;
- разрабатывает и утверждает правила проведения периодического обследования технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей с привлечением экспертных организаций и заводов-изготовителей;
- разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования рынка электрической мощности;
- определяет системного оператора;
- устанавливает образец служебного удостоверения государственного технического инспектора, номерного штампа и пломбира;
- разрабатывает и утверждает правила определения норм эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;
- утверждает нормы эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций;
- разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Республики Казахстан в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, а также оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности и обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
- разрабатывает и утверждает нормативные значения показателей надежности электроснабжения, а также порядок их определения;
- разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие нормы расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих организаций;
- разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктом 3) пункта 3-2 статьи 13 Закона Об электроэнергетике;
- определяет оператора рынка централизованной торговли;
- разрабатывает и утверждает формы актов государственных технических инспекторов;
- определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан, с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан;
- разрабатывает и утверждает порядок выдачи государственному техническому инспектору служебного удостоверения, номерного штампа и пломбира;
- разрабатывает и утверждает правила функционирования автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии для субъектов оптового рынка электрической энергии;
- разрабатывает и утверждает требования к экспертным организациям для осуществления энергетической экспертизы;
- разрабатывает и утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы;
- разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей;
- проводит тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
- по итогам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, заключает договор с победителем данного тендера;
- определяет победителя по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с которым единый закупщик заключает договор о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
- утверждает прогнозные балансы электрической энергии и мощности;
- разрабатывает и утверждает правила получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период;
- осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики;
- утверждает предельные тарифы на электрическую энергию;
- утверждает предельные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
- утверждает группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию;
- определяет порядок утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением системным оператором требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 15-2 Закона Об электроэнергетике;
- размещает на своем интернет-ресурсе информацию о нарушениях порядка реализации (продажи) электрической энергии и услуги по поддержанию готовности электрической мощности энергопроизводящими организациями и принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
- разрабатывает и утверждает методику определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию;
- определяет совет рынка, а также разрабатывает и утверждает правила функционирования совета рынка;
- устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с победителями тендеров на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
- заключает инвестиционные соглашения на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с действующими энергопроизводящими организациями;
- разрабатывает и утверждает порядок разработки прогнозных балансов электрической энергии и мощности;
- разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в области электроэнергетики;
- определяет единого закупщика;
- утверждает предельные тарифы на балансирующую электроэнергию;
- разрабатывает и утверждает правила проведения аттестации электрической мощности генерирующих установок;
- устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемы услуги по поддержанию готовности электрической мощности и сроки ее покупки для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, которые заключили инвестиционное соглашение на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с уполномоченным органом;
- разрабатывает и утверждает правила определения объема услуги по поддержанию готовности электрической мощности для договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемых единым закупщиком с действующими энергопроизводящими организациями, в состав которых входят теплоэлектроцентрали;
- разрабатывает и утверждает правила расчета и размещения на интернет-ресурсе единым закупщиком цены на услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
- разрабатывает и утверждает правила допуска на рассмотрение, рассмотрения и отбора инвестиционных программ модернизации, расширения, реконструкции и (или) обновления, заключения инвестиционных соглашений на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление, соответствующего заключения договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности и установления для данных договоров индивидуальных тарифов на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, объемов и сроков покупки услуги по поддержанию готовности электрической мощности;
- разрабатывает и утверждает правила определения дефицита и профицита электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
- разрабатывает и утверждает правила субсидирования энергопроизводящих организаций на приобретение топлива для бесперебойного проведения отопительного сезона;
- формирует и ведет Реестр в соответствии с утвержденными правилами;
- разрабатывает и утверждает правила формирования и ведения Реестра;
- разрабатывает и утверждает правила участия потребителей, включенных в Реестр, в создании электрической мощности для покрытия прогнозируемого дефицита;
- согласовывает место размещения (площадки), тип и вид топлива для генерирующих установок, вводимых в эксплуатацию энергопроизводящими организациями и потребителями, включенными в Реестр;
- осуществляет координацию местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы при субсидировании затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;
- утверждает правила субсидирования затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения;
- разрабатывает и утверждает правила включения потребителей в перечень электростанций;
- утверждает перечень электростанций;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.
Контроль в области электроэнергетики осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю — Комитетом по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики Республики Казахстан.
Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за:
- соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики;
- эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей, электрических установок потребителей;
- надежностью и безопасностью производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии;
- недопуском или отстранением от работы на электрических установках персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики.
Энергетический контроль осуществляется за:
- соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии;
- соблюдением нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики в пределах своей компетенции;
- рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии;
- готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимний период.
Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:
- участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в осенне-зимний период;
- ведет учет технологических нарушений в работе электростанций, электрических сетей, приведших к остановке основного оборудования, пожарам, взрывам, разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей электрической энергии;
- осуществлять прием уведомлений о начале или прекращении деятельности, а также ведет, размещает и обновляет на интернет-ресурсе реестр экспертных организаций по проведению энергетической экспертизы в соответствии с категорией;
- осуществляет рассмотрение материалов по административным делам в области электроэнергетики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
- обращается в суд и участвует при рассмотрении судом дел по нарушениям законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;
- направляет государственному органу, осуществляющему руководство в сферах естественных монополий, информацию о несоответствии деятельности субъекта естественной монополии, оказывающего услугу по передаче электрической энергии, требованиям пункта 6 статьи 13-1 Закона Об электроэнергетике.
Орган по государственному энергетическому надзору и контролю в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вправе:
- иметь беспрепятственный доступ к электро- и энергоустановкам;
- осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;
- привлекать экспертов при проведении обследования энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей;
- выдавать паспорт готовности без замечаний или с замечаниями в случае необходимости дополнительных пояснений, материалов и обоснований к документам, представленным для получения паспорта готовности, объем которых соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, а также отказывать в выдаче паспорта готовности в случае несоответствия объема, содержания представленных документов, подтверждающих выполнение условий и требований, установленных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, для получения паспорта готовности.
Государственным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (в т.ч. в сфере электроэнергетики) является Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Контрольно-надзорные функции в области контроля и регулирования деятельности субъектов рынка, защиты и развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке (в т.ч. и на рынке электрической энергии) осуществляет Агентство Республики Казахстан по защите конкуренций.
Законодательные и иные нормативные правовые акты, действующие в области электроэнергетики Республики Казахстан:
- Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года;
- Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года;
- Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 04.07.2009 г.;
- Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 106;
- Правила оказания услуг Системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691;
- Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 112;
- Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке, утвержденные Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 111;
- Правила организации и функционирования рынка электрической мощности, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 152;
- Прочие законодательные и иные нормативные правовые акты.
В целях совершенствования действующей модели управления национальными компаниями Республики Казахстан и эффективного управления госактивами указом Президента в октябре 2008 года создано Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО»Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и государственного фонда устойчивого развития «Казына».
АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — государственная холдинговая компания, владеющая и управляющая национальными компаниями в различных отраслях экономики, включая энергетическую сферу, телекоммуникации, транспорт и национальные институты развития.
Обзор тенденции отрасли (балансы)
Годовой максимум нагрузки
Максимальное потребление в час совмещенного максимума по ЕЭС Казахстана зафиксировано 8 декабря 2024 г. в 18:00 час и составило - 17091 МВт, в т.ч. по зонам: Северная - 10539 МВт; Южная – 4406 МВт; Западная – 2146 МВт. При этом пиковое потребление зафиксировано в 18:37 час и составило 17203 МВт, в т.ч. по зонам: Северная - 10625 МВт; Южная – 4370 МВт; Западная – 2208 МВт.
Генерация в час совмещенного максимума по ЕЭС Казахстана составила - 15402 МВт, в т.ч. по зонам: Северная – 11000 МВт; Южная – 2330 МВт; Западная – 2072 МВт. Покрытие дефицита Южной зоны осуществлялось по транзиту «Север-Юг» - 2171 МВт. Сальдированный переток мощности по ЕЭС РК составил 1689 МВт, из них прием из России 1784 МВт (из Северной зоны 1710 МВт, из Западной зоны 74 МВт), выдача в Центральную Азию 95 МВт.
Выработка электроэнергии
Выработка электроэнергии в 2024 году по Казахстану составила 117915,4 млн.кВтч, в том числе:
тепловыми электростанциями
|
88377,8 млн.кВтч
|
газотурбинными электростанциями
|
11920,4 млн.кВтч
|
гидроэлектростанциями
|
10062,1 млн.кВтч
|
малыми гидроэлектростанциями
|
1161,3 млн.кВтч
|
ветряными электростанциями
|
4497,6 млн.кВтч
|
солнечными электростанциями
|
1895,6 млн.кВтч
|
биогазовыми установками
|
0,6 млн.кВтч
|
В целом по году выработка электроэнергии по сравнению с 2023 годом увеличилась на 5072,7 млн.кВтч или на 4,5%.
При этом увеличение выработки произошло на следующих крупных электростанциях:
ТЭЦ-2 АО "Qarmet" (АМТ)
|
- на 548,2 млн.кВтч или на 33,1%;
|
АО "Станция Экибастузская ГРЭС-2"
|
- на 386,3 млн.кВтч или на 6,8%;
|
АО "Жамбылская ГРЭС"
|
- на 371,3 млн.кВтч или на 12,1%;
|
ТЭЦ-3 АО "Павлодарэнерго"
|
- на 203,7 млн.кВтч или на 7,5%;
|
ТЭЦ-1 АО "Алюминий Казахстана"
|
- на 170,5 млн.кВтч или на 8,7%;
|
Жезказ. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"
|
- на 82,1 млн.кВтч или на 9,0%;
|
АО "СевКазЭнергоПетропавловск"
|
- на 20,9 млн.кВтч или на 0,9%;
|
АО "3-Энергоорталык"
|
- на 18,0 млн.кВтч или на 2,1%.
|
Выработка электроэнергии Жамбылской ГРЭС в Южной Зоне Казахстана составила 3438,9 млн.кВтч, что на 371,3 млн.кВтч больше чем в 2023 г. В 2024 году станция работала в следующем режиме: с января по 7 марта в трехблочном режиме; с 8 по 20 марта в четырехблочном режиме; с 21 марта по 3 апреля в трехблочном режиме; с 4 апреля по 16 мая в двухблочном; с 17 мая по 31 августа в трехблочном; с 1 по 22сентябряполный останов станции для очистки от отложений системы охлаждения (Протокол совещания Министерства энергетики РК от 10.07.24 г.); с 23сентября в одноблочном; с 25сентября в двухблочном; с 30сентября в трехблочном; с 20 ноября по 31 декабря в четырехблочном.
Наибольшее снижение выработки электроэнергии по сравнению с 2023 годом имели:
ТОО ГРЭС "Топар"
|
- на 524,9 млн.кВтч или на 13,3%;
|
АО "ЕЭК"
|
- на 402,1 млн.кВтч или на 2,8%;
|
Экибастузская ГРЭС-1
|
- на 324,8 млн.кВтч или на 1,4%;
|
ЭС АЗФ ТНК «Казхром» (ГТУ)
|
- на 127,2 млн.кВтч или на 16,0%;
|
АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-1"
|
- на 101,7 млн.кВтч или на 23,7%;
|
АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-3"
|
- на 76,3 млн.кВтч или на 8,0%;
|
АО "АлЭС Алматинская ТЭЦ-2"
|
- на 53,5 млн.кВтч или на 2,1%;
|
Балхаш. ТЭЦ ТОО "Kazakhmys Energy"
|
- на 15,0 млн.кВтч или на 1,6%.
|
Производство электроэнергии на ГЭС Казахстана в 2024 году в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. увеличилось на 2475,2 млн.кВтч (28,3%). Режим работы ГЭС Казахстана определялся водохозяйственным балансом и гидрологической обстановкой.
Увеличилась выработка электроэнергии на ТЭС на 1015,3 млн.кВтч (1,2%), на ГТЭС на 877,1 млн.кВтч (7,9%) и на ВИЭ (СЭС, ВЭС, БГУ) на 705,1 млн.кВтч (12,4%).
Структура выработки электроэнергии по Казахстану в сравнении с 2023 годом следующая:
|
2023 г., %
(отчет. период)
|
2024 г., %
(отчет. период)
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
в т.ч. ТЭС
|
77,4%
|
75,0%
|
ГЭС
|
7,7%
|
9,5%
|
ГТЭС
|
9,8%
|
10,1%
|
СЭС, ВЭС, БГУ
|
5,1%
|
5,4%
|
Потребление электроэнергии
В 2024 году потребление электроэнергии Казахстаном в сравнении с 2023 годом увеличилась на 4908,3 млн.кВтч (4,3%)и составило 119995,5 млн.кВтч.
По Северной зоне потребление электроэнергии увеличилось на 1814,1 млн.кВтч (2,5%), по Западной зоне Казахстана на 1588,3 млн.кВтч (10,8%), по Южной зоне на 1505,9 млн.кВтч (5,6%).
В сравнении с 2023 годом увеличили потребление электроэнергии:
АО "ТНККазхром" (АЗФ)
|
- на 342,4 млн.кВтч или на 10,8%;
|
ТНККазхром "АксуйскийЗФ"
|
- на 276,5 млн.кВтч или на 5,4%;
|
АО "Соколовско-СарбайскоеГПО"
|
- на 158,6 млн.кВтч или на 12,4%;
|
ТОО "Kazakhmys Smelting"
|
- на 106,3 млн.кВтч или на 9,2%;
|
ТОО "Казцинк"
|
- на 65,8 млн.кВтч или на 2,4%;
|
ТОО "АНПЗ"
|
- на 65,3 млн.кВтч или на 8,6%;
|
АО "Алюминий Казахстана"
|
- на 52,4 млн.кВтч или на 4,9%;
|
АО "Каз. электролизныйзавод"
|
- на 31,3 млн.кВтч или на 0,8%;
|
ТОО "Корпорация Казахмыс" (ЖЦМ, БЦМ, КЦМ)
|
- на 22,5 млн.кВтч или на 1,4%.
|
В сравнении с 2023 годом уменьшили потребление электроэнергии:
АО "Qarmet"
|
- на 240,3 млн.кВтч или на 7,3%;
|
ТОО "Казфосфат"
|
- на 86,0 млн.кВтч или на 4,4%;
|
АО "УКТМК"
|
- на 6,0 млн.кВтч или на 0,9%.
|
Потребление электроэнергии по зонам:
- Казахстан
|
119995,5 млн.кВт.ч или 100,0%
|
- Северная зона
|
75335,3 млн.кВт.ч или 62,8%
|
- Южная зона
|
28376,9 млн.кВт.ч или 23,6%
|
- Западная зона
|
16283,3 млн.кВт.ч или 13,6%
|
За отчетный период 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. максимальный рост потребления электроэнергии отмечается по Атырауской области на 1146,1 млн.кВтч (16,2%), Акмолинской области на 651,5 млн.кВтч (5,9%), по Алматинской области на 621,6 млн.кВтч (5,2%), по Туркестанской области на 497,7 млн.кВтч (7,7%).
Перетоки электроэнергии
Разница между производством и потреблением электроэнергии 2080,1 млн.кВтч покрывалась поставками электроэнергии из энергосистемы Российской Федерации.
За отчетный период сальдо-переток электроэнергии с Россией – 3411,1 млн.кВтч (в 2023 г. c Россией 3617,3 млн.кВтч). При этом экспорт электроэнергии в Россию 1514,9 млн.кВтч (в 2023 г. – 1377,1 млн.кВтч). Импорт электроэнергии из России 4926,0 млн.кВтч (в 2023 г. – 4994,4 млн.кВтч). Экспорт и импорт приведены с учетом объемов балансирующей электроэнергии с РФ.
Сальдо-переток с Центральной Азией – 1331,0 млн.кВтч (в 2023 г. c ЦА 1372,8 млн.кВтч). При этом экспорт в ЦА составил 1624,1 млн.кВтч (в 2023 г. – 1441,0 млн.кВтч). Импорт электроэнергии из ЦА 293,1 млн.кВтч (в 2023 г. – 68,2 млн.кВтч).